Конференция по хранению энергии в Дюссельдорфе, Германия, началась с более чем 500 посетителей. Примеры проектов показывают, при каких условиях системы хранения окупаются и имеют смысл.
Политическое регулирование рынков электроэнергии и хранения, а также технические разработки должны идти рука об руку. Эти слова произнес Имре Гюк, руководитель программы по хранению энергии в Управлении по поставке электроэнергии и надежности энергоснабжения в США. Он выступал на конференции по хранению энергии, организованной Messe Düsseldorf и Solarpraxis AG.
«Область технологически новая», — добавил он. Гюк принимал участие в финансировании 20 демонстрационных проектов в США за последние годы. Интерес к отрасли огромен. Правительство выделило 185 миллионов долларов США; отрасль добавила еще 585 миллионов долларов.
По словам Гюка, часть хранилища окупается. В США большинство проектов по хранению энергии находятся в эксплуатации, чтобы скорректировать колебания энергии ветра и стабилизировать энергосистему. В некоторых частях США только 10% энергии ветра доступно, когда она больше всего нужна, в полдень. В одном проекте система хранения мощностью 25 МВт используется для покрытия узких мест в подаче электроэнергии в течение трех часов. Таким образом, как добавил Гюк, вариант хранения на батареях дешевле, чем резервные системы, использующие нефть или газ.
Другим достойным применением для хранения данных может быть регулирование частоты сети. Это было реализовано с использованием маховиков. Тем не менее, если системы окупятся, это зависит от политического регулирования.
В этом случае Министерству энергетики США придется начать демонстрационный проект до того, как будет адаптировано регулирование и оплачены сетевые услуги. Ключевое слово теперь «плата за производительность». По опыту Гюка, всегда было так, что пилотные проекты проверяют почву, чтобы можно было разработать правила. Нельзя ждать, пока правила придут первыми.
Небольшие системы хранения
Для небольших систем хранения, которые также можно комбинировать с фотоэлектрическими установками, Министерство энергетики обратилось к свинцово-углеродной технологии. Эта технология, по словам Гьюка, может обеспечить срок службы в 5-10 раз выше, чем у свинцово-кислотных аккумуляторов.
Гюк считает чрезвычайно важными системы хранения. «Каждая небуферизованная система может легко рухнуть, особенно если она больше, — сказал Гюк. Уязвимость больших систем показала авария 2003 года в США, когда 55 миллионов человек сидели в темноте. В Индии недавнее отключение электричества лишило власти 670 миллионов человек.
Масштаб хранения и точка, с которой системы хранения необходимы для ветряных и солнечных систем, остаются дискуссионными темами. Эйке Вебер представил сценарий, в котором в Германии установлено около 200 ГВт фотоэлектрических и 200 ГВт ветряных электростанций. В Германии очень мало часов, когда необходимо более 60 ГВт мощности. Оставшаяся энергия должна быть сохранена.
Хильдегард Мюллер, глава отраслевой ассоциации BDEW, видит потребность в системах хранения только в период с 2020 по 2030 год, когда процент флуктуирующих источников энергии достигнет отметки 40-50%. Она также дает пищу для размышлений заявлением о том, что в 2020 году в принципе необходимо всего 0,1 ТВт-ч емкости для хранения. Если сеть расширится, то эта потребность также может возрасти до 40 ТВтч.
Тем не менее, она по-прежнему с опаской относится к запланированной программе стимулирования хранения, предложенной Министерством окружающей среды Германии . Предполагается, что он не является технологически нейтральным, и сетевые операторы в нем не участвуют. Она добавила, что для максимизации экономической эффективности необходима конкуренция между вариантами. Гибкость — новая ценность.